Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Психология прочно проникает во все сферы нашей деятельности. Без знаний психологии невозможно полноценное общение, невозможно обучать детей, вести деловые переговоры. Не зная психологических особенностей личности, мы сталкивается с непониманием, конфликтами, обидами. В связи с этим, особую значимость приобретает психология развития личности [1].
Психология личности как самостоятельная дисциплина и отдельное направление исследований, включает большое разнообразие теоретических направлений, которые помогают понять, почему люди ведут себя так, как они это делают в действительности.
Из всех проблем, с которыми сталкивались люди в ходе истории человечества, вероятно, наиболее запутанной является загадка природы самого человека и особенностей его развития. Научные поиски велись в различных направлениях, было выдвинуто множество концепций, но до сих пор не существует единого мнения относительно развития человека [5].
Основная цель сегодняшней психологии личности — объяснить с позиций науки, почему люди ведут себя так, а не иначе. Научная психология предпочитает работать с относительно простыми, четкими концепциями, доступными эмпирической проверке. Она также использует выверенные и точные методы исследования. Подобная методологическая ориентация предполагает необходимые ограничения: не всякая концепция или метод могут применяться при изучении личности. Тем не менее, большинство психологов убеждены в том, что в объяснении сложной природы поведения человека, в конечном счете, наибольший вес будет иметь именно научный подход [1].
Современная психология личности, являясь научной дисциплиной, трансформирует рассуждения о природе человека в концепции, которые могут быть подтверждены экспериментально.
Сегодня существует большое разнообразие теорий развития личности, в которых отражены различные взгляды, подходы к изучению человека, его поведения. Одни из них взаимно дополняют друг друга, другие же остаются противоречивыми. Поэтому, в настоящее время актуальным остается анализ и изучение теорий развития личности различных авторов, с различных позиций [1; 3; 4; 10; 11].
Целью исследования является проведение сравнительного анализа основных положений различных психологических школ и направлений.
Задачи исследования:
1. Провести сравнительный анализ научных положений психоаналитической теории и конгнитивно-бихевиорального подхода Ф. Скиннера.
2. Провести сравнительный анализ
Объект исследования – психологические направления.
Предмет исследования – анализ положений основных психологических направлений и школ.
Теоретическая и практическая значимость работы. Полученные результаты формулируют новые обобщения в области теории развития личности, психологии. Представленные выводы и положения могут служить концептуальной и методологической основой для организации и совершенствования методолгической базы психологии как науки [2].
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.
Глава 1. Теоретический анализ научных положений психоаналитической теории и конгнитивно-бихевиорального подхода Ф. Скиннера
1.1. Психоаналитическая теория
Основоположником психоаналитической теории был Зигмунд Фрейд. При изучении его теорий необходимо исходить из того, что он был психиатром. Соответственно, он анализировал клинические случаи, с которыми ему приходилось сталкиваться на практике, на основании чего он и формулировал свои выводы. Человека он рассматривал как биологическое и как социальное существо. Соответственно, его поведение определяется как биологическими, так и социальными факторами. В большинстве случаев, природа берет верх над социумом, поэтому биологическое начало подавляет социальное начало. Если же такое невозможно, и мы вынуждены постоянно контролировать свою биологическую сущность, впоследствии, это приводит к неудовлетворенности, фрустрации, и является причиной развития неврозов, психозов.
В понимании З.Фрейда психика представляет собой совокупность биологических влечений, инстинктов, бессознательного. Именно эти факторы во многом определяют наше сознание, поведение. Биологическое начало преобладает в нас в раннем детстве. Именно биологическое начало движет нас к познанию окружающего мира, является мотивом для дальнейшего развития личности.
Зигмунд Фрейд утверждал, что подсознательное скрыто от нашего сознания и понимания, но он утверждал, что именно подсознание определяет наше поведение, мотивы, желания. Как правило, люди не осознают сове бессознательное, поэтому, их поведение кажется им необъяснимым [9].
По мнению З. Фрейда, каждый человек в процессе своего развития проходит 5 основных стадий психосексуального развития. Как утверждал З.Фрейд, сексуальность присуща каждому из нас. Однако это понятие он рассматривал значительно шире. Так, в понимании З. Фрейда, сексуальность
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Абрамова Г.С. Общая психология: учеб. пособие для вузов/ Г. С. Абрамова. - Москва: Академический проект, 2002. - 496 с.
2. Ахмеров Р. А. Биографические кризисы личности: Дис. ... канд. психол. наук. М., 1994.
3. Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей/Пер.с англ. В.В. Старовойтова, 2-е изд. М.: Издательство «Канон+», 2016. 272 с.
4. Мясищев В.Н. Психология отношений / Под ред. А.А.Бодалева. – М.: 2003.
5. Немов Р. С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2010. - 640 c.
6. Основы социально-психологической теории / Под общ. ред. А.А.Бодалева и А.Н.Сухова. – М.: 1995. – С.106.
7. Панов В.И. Экологическая психология, экопсихология развития, экопсихологические взаимодействия // Экопсихологические исследования-2: к 15-летий лаборатории экопсихологии развития: Монографический сб. / Под ред. В.И.Панова. – М.; СПб.: 2011. – С. 7 – 25.
8. Петровский В.А. Личности в психологии: Парадигма субъектности. – Ростов на/Д.: 1996. – С.60.
9. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. – М.: Педагогика-Пресс, 1996. – 440 с.
10. Larry Hjelle, Daniel Ziegler "Personality Theories: Basic Assumptions, Research, and Applications", 3th ed., 1992.
11. Strelau J., Farley F. H., Gale A. The biological bases of personality and behavior: Theories, measurement techniques, and development (Vol. 1). Washington, DC: Hemisphere. – 1985.